Храм Рождества Христова - Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил чтение Великого покаянного Канона Андрея Критского в храмах Старого Оскола
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил чтение Великого покаянного Канона Андрея Критского в храмах Старого Оскола22 Март 2024

 21 марта, в четверг Первой седмицы Великого поста, глава Белгородской митрополии по традиции совершил чтение Великого покаянного Канона Андрея Критского в храмах Старого Оскола.

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн посетил храмы в честь  преподобного Сергия Радонежского и  Рождества Христова.

После прочтения Канона архипастырь обратился к верующим с проповедью, в которой напомнил о том, что впереди - длинный путь Великого поста. Великий покаянный Канон обращён к душе человеческой, которая стремится к Богу, но никак не может освободиться от грехов и страстей. Одной из важнейших частей архипастырского визита Высокопреосвященного Иоанна стала проповедь в храмах города, направленная на духовное наставление верных чад  Православной Церкви на период Великого поста.

Важные, для каждого христианина, слова сказал владыка Иоанн и в своей проповеди в храме Рождества Христова:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня мы завершили чтение Великого Канона для Первой Седмицы. И с вами совершили духовное путешествие по образам Священного Писания из Ветхого и Нового Завета. Когда мы переживали за то, как Моисей, принеся скрижали Завета, увидел, как поклоняются тельцу золотому, и эти скрижали он разбил, потому что люди оказались неверными Богу! Когда мы слышали вопли пророков, которых побивали камнями, перепиливали деревянной пилой, для того, чтобы они замолчали и не возвещали волю Божию. Но они говорили то, что Бог повелел им. И проходя через священные страницы Святаго Писания, мы с вами погружались в историю взаимоотношений между Богом и человеком. Потому что все Священное Писание – это трагическая история, когда Бог верным своим обещаниям приходит к человеку, а человек не исполняет то, что обещал, и уходит от Бога, погодно блудному сыну, который взял дары и ушел от своего Отца. И пост является сложным путём возвращения человека своего достоинства. А достоинство человека заключается в образе и подобии Божиего. Потому что Бог просвещает всякого человека, приходящего в этот мир, наделяет его дарами Святого Духа, но человек их нещадно уничтожает и отдает дьяволу. И дьявол начинает насмехаться над человеком. И все эти пороки, которые приобретает человек, прежде всего, связаны с тем, что воля человека парализуется. И он уже не принадлежит себе. Подобно как человек, приобретая какую-то зависимость от алкоголя, наркотиков, игромании, он подчинен лишь тому, чтобы быстрее удовлетворить жажду, которая в нём возгорается огнем неугасимым. А это огонь ада! И важно остановиться человеку, исцелиться, уврачевать эти духовные раны, которые мы  сами  себе наносим. И вот  Пост – это дорога к нам самим. Дорога – к  нашей душе, которая изранена. Это врачевание ран нашей души. Когда мы каемся, мы очищаем раны. Но важно, чтобы они до конца были излечены. И для этого нужна молитва и дела милосердия. И когда мы обретаем себя, мы обретаем великую радость. Потому что мы начинаем чувствовать во всей полноте, мы начинаем мыслить незамутненным разумом, мы начинаем действовать, и действия наши направлены к созиданию, а не к разрушению. Все это происходит как некое преображение души, все это происходит как оздоровление. Вот человек болел, и температура была высокая, и он лежал в немощи, и, казалось бы, вот-вот ниточка жизни прервётся, но потом наступает исцеление. И человек, освободившись от болезни, он еще слабый, но он радостно встречает солнце, потому что может встать и на своих ногах подойти к окну, и ласковые лучи солнца могут возродить в нем радость. Вот так же мы, проходя Великий пост, врачуя раны благодатью Христовой, через участие в таинствах и исповеди, причащения, мы возвращаем себе благодатные дары Святаго Духа, которые были нам даны, но мы их истратили. Поэтому творение святого Андрея Критского, Великий Канон, он велик и по своему объему, и в то же время по глубине духовных образов. И все они обращены к одному к одному, чтобы восстала душа, отряхнулась от греха,  освободилась от сети дьявола и познала Христа, возвратив себе дары Святаго Духа. Возлюбленные Господи, братья и сестры, нам предстоит пройти путь. Каждый будет идти по своему маршруту. Вот все образы, которые нам дал святой Андрей Критский в Великом Каноне, это наши ориентиры. И Великий Канон - это как дорожная карта, по которой мы идем маршрутом, приводящим ко спасению, к светлой Христовой радости воскресения Христа. Мы идем к обновлению. И в Великий пост - это духовная весна, когда душа наша начинает радоваться и жить настоящей жизнью. И важно, чтобы в этой дороге нам хватило сил, решимости быть со Христом и идти ко Христу. Я желаю всем нам преодолеть леность - это матерь всех грехов. Преодолеть саможаление. Почему возникает саможаление? Да потому что мы считаемся центром всей вселенной. И все должны вокруг нас вращаться, все должны нам чего-то. А про то, что мы Богу должны, мы не вспоминаем! А Бог, как Творец, Он не нуждается в нашей любви, но если мы любим Его, мы приближаемся к Богу и наполняемся благодатью, которая врачует наши немощи и восполняет наши силы. Поэтому когда мы начинаем себя жалеть, считать, что может быть остановиться, не надо себя истязать, то в этот момент дьявол шепчет нам, ну хватит, ты уже потрудился. И если мы сдадимся, то он будет ликовать. Вот опять совратил с дороги праведной на дорогу греха. Поэтому нам важно видеть цель. И эта цель запечатлена в молитве Ефрема Сирина, где мы просим, чтобы Господь дал нам дух целомудрия. А что такое целомудрие? Мы порой путаемся в понятиях и думаем, что целомудрие – это состояние какой-то физической целостности, непорочности. Но само слово целомудрие – это цельность мышления, когда человек и думает, и говорит одно и то же, когда он делает одно и то же, когда он не раздвоен, не расстроен, когда он не пребывает в состоянии, когда нет целостной личности, она вся где-то по частям. Наконец, смиренномудрие. Это противоположность любоначалия. Потому что, когда человек любит быть началом всего, вот я сказал, и так надо сделать, и есть одно только мнение мое, и оно всегда правильно, когда человек настаивает на этом, и, превращаясь в некий центр вселенной, он обрекает на себя, прежде всего страшные муки пустоты. Потому что когда он остается один на один с собой, душа его не наполняется теплом ближнего. Бездна открывается. И в этой бездне дьявол ждет, когда же душа человеческая отойдет к нему, в его часть, где тьма и скрежет зубами. Поэтому нам нужно терпение в великом поступке. Об этом мы просим. А терпение – это  духовное состояние человека, когда человек свои силы мобилизует для добра. Вот зло не требует никаких усилий, оно само по себе, как будто плывешь по реке, по течению. И творишь то, что вот тебе пришло на ум. А вот добро, оно требует усилий и терпения. А для чего нам это все необходимо? Для того чтобы совершенствоваться в любви. Потому что любовь – это та жизненная сила, которая нас обновляет. Потому что именно из любви Бог сотворил нас. И мы должны помнить, что любовь всегда действует. Даже Апостол Павел в гимне любви говорит о любви как о действии, что она долготерпит, не ищет своего, не завидует, сорадуется истине. Это всегда действие. И поэтому Великий Пост как путь обретения великой любви Божией. Путь открытия себя для благодати Божией является окном из мира нашего земного в мир небесный. Нам нужно пройти этот путь, чтобы наступила духовная весна в душе каждого из нас. Аминь».

назад к списку новостей