Храм Рождества Христова - XX век – эпоха стояния в вере
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

XX век – эпоха стояния в вере05 Май 2017

 

27 апреля в Старом Осколе по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна прошли муниципальные Онуфриевские чтения, посвященные увековечиванию памяти священномученика Онуфрия (Гагалюка), первого епископа Старооскольского и архиепископа Курского. Площадку для проведения форума подготовила Православная гимназия N 38 во имя cвятого благоверного великого князя Александра Невского, а само мероприятие состоялось под эгидой  Информационного митрополичьего центра  «Православное Осколье» и Управления образования  администрации Старооскольского городского округа Белгородской области. Из Москвы в Старый Оскол приехали представители Фонда «Памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» (г. Москва) Елена Юрьевна Нуйкина и Ирина Николаевна Канурская. Они до начала чтений посетили домик владыки Онуфрия в сопровождении протоиерея Василия Истомина, настоятеля Ильинского храма. Сам дом не является, в привычном понимании этого слова, музеем, но скорее почитаемым многими старооскольцами святым местом, где жил, молился и работал владыка Онуфрий, один из небесных покровителей города. Затем Ирина Николаевна Канурская выступила с содержательным и увлекательным докладом о святителе Луке (Войно-Ясенецком), епископе Крымском, бывшим к тому же и гениальным хирургом, перед учащейся молодежью из медицинского колледжа. В интервью наши гости заявили, что атмосфера Онуфриевских чтений отличается светлой дружеской обстановкой, и хотя они попали совершенно неожиданно в Старый Оскол и никогда здесь не были, создается впечатление, что знают организаторов много-много лет. Е. Нуйкина подтвердила, что чтения показали высокий научный уровень и то, что люди искренне почитают священномученика Онуфрия и стараются сохранить память о нем.Все участники и гости перед началом пленарного заседания имели возможность ознакомиться с выставкой живописных работ учеников из образовательных организаций Старооскольского городского округа «Светоч земли Оскольской». Сюжеты рисунков основывались на житии святителя Онуфрия (Гагалюка). Уровень проникновения и мастерство юных творцов приятно впечатлили наших гостей. Приглашенные могли также посетить гимназический музей, посвященный священномученику Онуфрию, где с любовью сберегаются облачение, вещи и предметы, принадлежавшие святому. К чтениям была доставлена и икона преподобного Онуфрия Великого, перед которой молился святой Онуфрий (Гагалюк). Все получили возможность приложиться к ней. Онуфриевские чтения начались с пасхальных песнопений, исполненных хором православных гимназистов. В них приняли участие духовенство (из Москвы и Белгородской митрополии), ученые, учителя истории и православной культуры общеобразовательных организаций, специалисты управления образования, культуры, управления по делам молодежи администрации, Старооскольский институт развития образования. Главной целью форума явилось увековечивание памяти сщмч. Онуфрия (Гагалюка) и обсуждение важнейших теоретических и практических вопросов совершенствования духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на основе духовного краеведения через призму наследия мучеников и исповедников Святого Белогорья. 

С открытием чтений поздравил присутствующих благочинный I Старооскольского округа протоиерей Алексий Бабанин. Заместитель начальника департамента по социальному развитию Лариса Викторовна Бугримова выступила с приветствием от администрации Старооскольского городского округа. Она подчеркнула значимость проводимого мероприятия и верно подметила, что «уроки столетия показывают нам важность и необходимость работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи». Лариса Викторовна также сказала, что «проведение в рамках Онуфриевских чтений муниципального детского конкурса изобразительного искусства показало бережное и трепетное отношение наших детей к истории малой Родины». На пленарном заседании были заслушаны шесть докладов, а выступающие ответили на вопросы из зала и от членов почетного президиума.

Елена Юрьевна Нуйкина, заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста» (г. Москва) ввела всех слушателей в атмосферу сурового времени, в котором совершал свой исповеднический и мученический путь сщмч. Онуфрий. Из ее доклада «Законодательные инициативы советской власти в области религиозной политики с 1918 по 1937 гг.»  мы узнаем о сознательном развертывании преследований православного священства и мирян советской властью: «…Декреты, принятые в 1917-1918 гг., заложили основы государственной религиозной политики, направленной на лишение Русской Православной Церкви как имущественных, так и юридических прав. Они, по существу, заложили правовые основы гонений на Русскую Православную Церковь, продолжавшихся вплоть до изменения в 1991 г. конституционного строя в России».

С «Изучением материалов о репрессированных священнослужителях и мирянах, написанием житий новомучеников и использованием их в образовательном процессе»  ознакомил архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (г. Москва). Доклад оказался не только чрезвычайно познавательным, но и обладал серьезным духовным настроем. И совершенно нельзя было не согласиться с мнением отца Дамаскина о том, что владыка Онуфрий, даже если бы и не пострадал во время гонений, все равно бы потом  был прославлен Церковью как великий святой нашего времени, ибо праведность, проповеднический дар и вера его свидетельствуют о подлинной любви ко Господу Иисусу Христу и не позволяют рассуждать об иной возможности. Отец Дамаскин признался, что именно со знакомства со светлым и чистым образом сщмч. Онуфрия (Гагалюка), с материалов о его жизни и гибели он и начал свое исследование подвигов иных новомучеников Российских. И, видимо, незримое благословение владыки Онуфрия лежало на первых трудах по отысканию сведений и фактов из житий и страданий новомучеников и исповедников. Ведь в годы позднего СССР было чрезвычайно тяжело заниматься темой репрессий против Русской Православной Церкви. Она была фактически под запретом. Но все преодолевает сердце, вдохновленное священомучеником Онуфрием.

Директор ИМЦ «Православное Осколье» Светлана Воронцова представила несколько просветительских проектов, посвященных священномученику Онуфрию, которые были реализованы в Старом Осколе. Она рассказала об установлении пяти билбордов на улицах Старого Оскола с изображением владыки Онуфрия и его высказываниями, которые заставляют человека задуматься о взаимоотношениях с Богом.

Проект был осуществлен при спонсорской поддержке депутата областной Думы Игоря Васильевича Барщука.

Директор митрополичьего центра также представила новый документальный фильм о  священномученике Онуфрии «Странник идет…». Участники чтений со вниманием и заинтересованностью ознакомились с фрагментом фильма и выразили надежду на скорую его премьеру.
Светлана Воронцова обозначила, что в марте при подготовке к Онуфриевским чтениям, совместно с управлением образования, был осуществлен еще один проект – конкурс детских рисунков по житию владыки Онуфрия. В конкурсе приняли участие 49 работ. Большинство из них отличалось глубиной проникновения в тему и теплым душевным настроем. Лучшие работы вошли в качестве иллюстраций при создании короткометражного фильма «Светоч земли Оскольской» студией православной гимназии «Кинония».

С. О. Воронцова выразила уверенность, что все сделанные ИМЦ «Православное Осколье» и православной гимназией проекты наилучшим образом раскроют перед жителями Старого Оскола историю города и помогут увековечиванию памяти священномученика Онуфрия (Гагалюка).

Доклад корреспондента ИМЦ, кандидата филологических наук Александра Гончарова был направлен на раскрытие темы «Бог, мир и человек в духовном наследии священномученика Онуфрия». Автор поведал, что для сщмч. Онуфрия наиболее важны Господь Бог, человек и мир. Вокруг них разворачиваются его философско-богословские рассуждения.

Святитель Онуфрий, отстаивая Православие, обрушивается с критикой на тех, кто пытается его исказить, в том числе и на людей, бывших владетелями дум светского общества: «Назначение православных святителей и пастырей – всемирное: приводить все народы земли к Богу через Церковь Христову. Для этой великой цели недостаточно одной лишь великой ревности проповедников – необходима еще помощь благодатная, которая дается лишь посланникам Церкви. Кто решается проповедовать христианскую веру без благословения Церкви Православной – тот самочинник и лишается благодатной помощи Божией в своем деле…

Игнорируя руководство Православной Церкви, полагаясь на свои лишь человеческие силы, они, естественно, впадают в разные ереси, из которых никак не выпутаться. И вместо добра они усердно работают в сторону зла».

Александр Гончаров также рассказал об отношении владыки Онуфрия к еретикам и приверженцам теории Дарвина.

В докладе «Роль Православия в общеисторическом и культурном контексте» Александра Владимировича Рудакова, кандидата филологических наук и магистра антропологии и этнологии, начальника отдела СОИРО, раскрывались культурно-исторические аспекты бытийствования христианства в России. Он, в частности, заявил: «Ключевым моментом в становлении русской национальной культуры стало Крещение Руси. Оно способствовало развитию изобразительного и музыкального искусства, литературы (в первую очередь духовной), различных наук, зодчества и других ремесел, торговли, а также обеспечило укрепление государственности. Вплоть до начала XX века полагалось, что быть русским – значит быть православным…

Политические и социальные изменения, происходящие в современной России, способствуют культурной и нравственной деградации (что подтверждается многочисленными исследованиями социологов, психологов, педагогов и пр.). Данная тенденция усугубляется глубоким кризисом духовно-религиозных ценностей. Аналогичная ситуация наблюдалась в нашей стране на стыке прошлых эпох: в конце XIX – начале XX веков…

Русское православное христианство представляется нам как фактор сохранения и обеспечения культурной и духовной целостности общества. Изучение духовного наследия новомучеников и исповедников Российских позволяет раскрыть наиболее уязвимые места в аксиологической картине современности, спрогнозировать потенциальные риски и, возможно, сдержать разложение вековых нравственных и культурных устоев».

В дискуссии непосредственное участие принимали и члены президиума. Компетентные и добрые комментарии и замечания протоиерея Сергия Шумских и архимандрита Дамаскина (Орловского) создавали дополнительный теплый настрой на форуме.

С завершающим докладом «Епископ Никодим (Кононов). Жизнь и мученический подвиг» выступил иерей Геннадий Постников, член митрополичьей комиссии по образованию и катехизации, клирик Преображенского кафедрального собора (г. Белгород). Он четко показал важность духовного подвига на примере сщмч. Никодима, жертвенность православных христиан Белгородчины и их отважные попытки спасти любимого архипастыря от преследований и гибели. Отец Геннадий сказал: «Повторное вступление большевиков в Белгород сопровождалось массовыми грабежами населения, взятием заложников за выкуп, отнятием у населения жилья, вымогательством, изнасилованиями, расстрелами и избиениями. Игнорировать происходящее епископ Никодим не мог и продолжал осуждать творящееся насилие, несмотря на угрозы в свой адрес. В письме комиссару просвещения и вероисповеданий, председателю военно-революционного трибунала города Белгорода И.Г. Озембловскому владыка Никодим писал, что пастырский долг требует от духовенства оценки переживаемых событий с христианской точки зрения и устранения тягостей только честными, благородными, законными способами.

Такие проповеди воспринимались местными властями как контрреволюционная пропаганда. Это моральное противостояние большевикам и сыграло роковую роль в судьбе  белгородского архиерея».

Владыку Никодима тайно расстреляли, а его защитники также подверглись карательным мерам (вплоть до насильственной смерти).

Участники Онуфриевских чтений единогласно приняли резолюцию, призвав активно и творчески трудиться над увековечиванием памяти новомучеников и исповедников Святого Белогорья, что столь необходимо всем нам в эпоху грозового XXI столетия.

После чтений нам удалось поговорить с некоторыми участниками. Их мнения совпали. Они выразили благодарность организаторам и отметили серьезный научный уровень докладов, которые помогли по-новому осмыслить и революционные реалии начала XX века, и значение подвига новомучеников для ныне живущих поколений.

Все участники и гости выразили надежду на то, что Онуфриевские чтения станут традиционными.

Десятилетия и годы приходят и уходят, скрываются в пелене туманного прошлого, а святость пребывает всегда с нами. Она нас учит жить и желать Жизни Вечной. И это твердо доказывает подвиг новомучеников XX века – эпохи, прославленной отнюдь не зверствами и репрессиями, а деяниями святых и их бескомпромиссным стоянием в вере.

Александр Гончаров, кандидат филологических наук
Информационный митрополичий центр «Православное Осколье».

 

 

назад к списку новостей